7 ЦИФР О РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.

31,5 млн

человек учились в России по данным за 2016 год. Почти половину из них (15,2 млн человек) составляли школьники, более 7,3 млн детей посещали организации дошкольного образования. На программах бакалавриата, специалитета и магистратуры учились 4,4 млн человек — кстати не все из них в вузах, поскольку магистерские программы есть и у некоторых научных организаций. А вот аспирантов в России — меньше 100 тыс. человек.

30%

взрослого населения (25-64 лет) имело в 2016 году высшее образование. Этот показатель сопоставим с ведущими странами Запада. Так, в США и Великобритании высшее образование имеют 35-36% взрослого населения, в Канаде и Швеции — около 31%, в Германии — около 28%.

57%

профессорско-преподавательского состава в вузах — женщины. Их доля в России намного выше, чем в развитых странах, где женщины составляют менее половины (а порой и около трети) вузовских преподавателей. О том, что российское высшее образование — «женское», свидетельствует и другая цифра: 339 из каждой 1000 взрослых российских женщин имеют вузовский диплом, у мужчин этот показатель — лишь 264 из 1000.

1,9 млн

человек обучались в 2016/17 году на заочных программах высшего образования. Их количество и доля среди всех студентов существенно сократились за последние годы. Пик заочного обучения пришелся на начало 2010/11 учебного года, когда заочников (3,7 млн человек) было даже больше, чем очных студентов (3,1 млн).

79%

профессорско-преподавательского состава частных организаций имели в 2016/17 году ученую степень доктора или кандидата наук (при расчетах не учитывались внешние совместители). Примечательно, что в государственных и муниципальных организациях доля высококвалифицированных преподавателей ниже — около 73%. Зато в них больше молодых, в возрасте до 30 лет — 7,1% против 4,4%.

4,1%

составила доля иностранных студентов, получавших среднее профессиональное образование (по программам специалиста среднего звена) и высшее образование в России в 2016 году. В абсолютном выражении это почти 280 тыс. человек, что, например, больше, чем в Германии и Франции. Что касается обратного потока, то больше всего россиян училось в Германии (10 тыс. человек), США (5,2 тыс.) и Великобритании (4,1 тыс.).

461 тыс.

человек были приняты в 2016 году на программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) по специальностям, относящимся к наукам об обществе. Будущие экономисты, юристы, социологи, политологи суммарно по-прежнему составляют самую большую группу студентов. Инженерным и техническим наукам обучались 350 тыс. человек.

Кстати, в перечне 25 профессий будущего, к которым готовит Вышка, также большинство специальностей относится к наукам об обществе, но они уже являются мульти- и междисциплинарными. Такой новой специальности, например, обучают на магистерской программе ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».

Полная версия статистического сборника ИСИЭЗ доступна на сайте института.

651984358