Биотехнологии отстали от плана


Владимир Авдеенко, заместитель директора дирекции стратегических партнерств «Иннопрактики»

В этом году мы в компании «Иннопрактика» решили посмотреть, как реализуется в России «Комплексная программа по развитию биотехнологий до 2020 г.» («Био 2020»), к чему мы приходим и какие новые возможности видят эксперты – аналитики рынка. Мы опирались на большую группу экспертов, работали вместе с технологической платформой «Биотех 2030», с экспертами Роскачества, с крупными индустриальными компаниями, в том числе с «Фосагро». Мы собрали около 60 экспертов, которые помогали нам разобраться в этом вопросе.

Из упомянутых в программе (более 40. – «Ведомости») показателей перевыполнено два: применение биологических препаратов в ветеринарии и в защите растений и потребление средств биологического контроля в растениеводстве. Причем по средствам биоконтроля планировалось увеличение в 3 раза, а по факту этот рынок вырос в 5 раз.

В целом базовые показатели программы были достаточно амбициозными и закладывались осознанно. Программа «Био 2020» стала первым документом стратегического планирования в России в области биотехнологий за все постсоветское время. Это было принципиальное, концептуальное решение.

В 2020 г. мы должны были выйти на 1 трлн руб. потребления продукции. По мнению экспертов, по факту эта цифра будет где-то 262 млрд руб. Из этого триллиона мы уже должны были производить в России биопрепаратов на 800 млрд руб., а производим сейчас на порядок меньше – на 80 млрд. Также планировались достаточно большой рост экспорта и значительное снижение доли импорта.

То есть, в принципе, к 2020 г. биоэкономика в России должна была представлять собой большой сектор с развитым производством и большой экспортной позицией, а по факту по потреблению мы видим где-то четверть от этой цифры. И, по мнению экспертов, к 2025 г. он вырастет с 262 млрд до 325 млрд – это экспертная оценка инерционного сценария, если все будет происходить без каких-то дополнительных стимулов.

Что двигает рынок? Мы видим, что компании, которые 10 лет назад даже не задумывались об участии в рынке микробного синтеза, сейчас активно туда идут, комбинируют свою продукцию с микробиологической, находят новые товарные формы.

Второй фактор – это, конечно, органика. Здесь следует отметить, что и рынок органической продукции, и рынок продукции с улучшенными экологическими свойствами – это два существенных драйвера, которые могут влиять на динамику этого сектора в России. Российская биологическая продукция обладает очень хорошим экспортным потенциалом, здесь можно говорить и о ближних странах, и о странах Юго-Восточной Азии, Африки – тех, где соответствующие секторы тоже развиваются.

Мы спросили экспертов, что помогло бы нам выйти на изначально заложенный в программе 1 трлн руб., учитывая, что и рынок органической продукции, и рынок продукции с улучшенными экологическими свойствами вообще будет предъявлять огромный спрос на продукты микробиологии. Эксперты предложили несколько ключевых решений, которые могли бы помочь нам реализовать заложенный в рынке потенциал.

Во-первых, подумать над тем, чтобы продлить программу. Родился даже такой своеобразный лозунг: «Био 2020 – Био 2030». Это важно, потому что для развития рынка нужен страновой ориентир, и программа на следующие 10 лет могла бы таким ориентиром стать.

$2 трлн 
достигнет мировой рынок биотехнологий в 2025 г.
325 млрд руб.
достигнет рынок биотеха в России в 2025 г. (рост – +29% к показателю 2018 г.)

58%
экспорта низкомаржинальная и ненаукоемкая продукция

80% 
потребляемой в России биотехнологической продукции – импортная
Источник: «Иннопрактика», программа «Био 2020»

Второе – и это очень важно именно для сектора биотехнологий в сельском хозяйстве – определить единый координирующий центр. Если мы посмотрим, например, на другой сектор биоэкономики – биофармацевтики, биомедицины, – то там достаточно четкая конструкция. Там есть Минпромторг, в ведении которого находится ФЦП «Фарма 2020», и на ее базе впоследствии была создана соответствующая программа. И эта четкая системная работа позволила от очень скромных небольших предприятий 10 лет назад перейти к серьезной индустрии в области биофармацевтики.

Третья рекомендация – подумать о создании специального института развития для проектов в области биотехнологий. Вы удивитесь, но в ходе исследования мы увидели, что в России нет ни одного института развития, который целенаправленно инвестирует в агро- и биотехнологии. Все фонды, которые у нас существуют с префиксом био-, ориентированы на сектор именно биомедицины, биофармацевтики. Безусловно, такой пробел влияет на рынок, мешает ему развиваться, поэтому такая рекомендация очевидна.

И последний системный пункт – необходимость разработать предложения по комплексному нормативному обеспечению в области биотехнологий. Это кардинальная задача, и мы, безусловно, столкнемся с ситуацией, когда нормы, регулирующие этот рынок в России, не очень корреспондируют с мировыми. Я уверен, что производители с этой ситуацией уже сталкиваются. Это во-первых. Во-вторых, на сегодняшний день масса вещей, которая у нас происходит в области биотеха, в принципе не кодифицирована. Эту работу нужно делать, иначе эту часть рынка мы запустить в короткие сроки не сможем. И здесь Роскачество действительно проводит огромную работу. Мы тоже участвуем в техкомитете и надеемся, что за следующие год-два в целом эта задача может быть решена.

Текст подготовлен по материалам IV ежегодного Аграрного форума России, проведенного газетой «Ведомости» 29 октября 2019 г. в Москве. Источник: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2019/11/28/817300-biotehnologii-otstali

original-1k8

Владимир Авдеенко

Окончил философский факультет МГУ им М. В. Ломоносова. С 2002 по 2012 г. – гендиректор в исследовательской компании Abercade. В 2011–2012 гг. – руководитель группы экспертов при Минэкономразвития по разработке Комплексной программы развития биотехнологий в России до 2020 г. В 2012–2014 гг. – начальник отдела экономического анализа и стратегического планирования департамента стратегического развития Минпромторга. C 2017 по 2018 г. – член рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Фуднет» Национальной технологической инициативы. В 2018–2019 гг. – директор департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза.

Фонд «НИР» («Иннопрактика»)

Негосударственный институт развития. Учредитель – МГУ им. М. В. Ломоносова. Финансовые показатели (2018 г.): поступления – 1 млрд руб., расходы – 1,4 млрд руб. Создан в 2012 г. Объединяет Центр национального интеллектуального резерва МГУ и Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие». Реализует проекты по развитию человеческого капитала.