Пчел научили преодолевать эволюционный барьер в устном счете


Раньше они умели считать только до четырех, теперь же смогли различить и изображения бо́льшего количества объектов.

Биологи смогли научить пчел отличать изображения с четырьмя объектами от картинок, где было изображено больше объектов. Таким образом насекомые преодолели барьер восприятия, который существует у рыб и даже у человека. Результаты исследования ученые опубликовали на страницах Journal of Experimental Biology. Оно позволит больше узнать о том, как мозг животных в процессе эволюции научился обрабатывать информацию о цифрах.

В предыдущих экспериментах ученым удавалось научить пчел считать только от одного до четырех объектов, не более. Похожий барьер существует у рыби даже у человека — согласно исследованиям психологов мы можем мгновенно сосчитать не более четырех объектов, для того, чтобы прикинуть на глаз бо́льшее количество, человеку нужно уже больше усилий. Пчелы же, как показывали прежние эксперименты, вообще не могли этого сделать.

Тем не менее, для насекомых пчелы очень хорошо разбираются в математике. Как показывают предыдущие исследования, они могут научиться ассоциировать символы с определенным количеством предметов – так же, как люди используют цифры. Чтобы научить насекомых такому сложному трюку, ученые использовали два типа подкрепления – положительное и отрицательное. Это означает, что насекомому, которое сделало правильный выбор, давали сладкое лакомство, а в случае неверного выбора – наоборот, давали горькое питье.

Исследователи из Австралии и Франции под руководством Скарлетт Говард решили выяснить, могут ли пчелы преодолеть барьер в узнавании четырех объектов, если изменить методику их обучения. Для эксперимента биологи соорудили специальную камеру в форме буквы Y. Насекомое запускали в камеру, и перед ним было два изображения – с четырьмя объектами или с большим их количеством.

Всех испытуемых пчел ученые разделили на две группы. В первом случае они поощряли сладким только верный выбор насекомого, во втором же исследователи повторили методику коллег и дополнительно указывали пчелам и на неверный ответ с помощью горькой жидкости.

Результаты эксперимента показали, что второй метод с двойным подкреплением оказался успешен – его участники в большинстве случаев смогли успешно отличить картинку с четырьмя объектами от другой, на которой были изображены от пяти и более объектов.

Ученые надеются, что полученные ими результаты позволят лучше понять, как мозг животных в ходе эволюции смог обрабатывать числа, а также помогут их коллегам в будущих исследованиях математических способностей животных.

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/6998365