РТП «БиоТех2030» на совещании в Сколково


Д.А.Медведев: Спасибо большое.
Пожалуйста, вы просили.
Л.М.Огородова (председатель технологической платформы «Медицина будущего»): Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Мы сегодня заслушали впечатляющую программу Министерства здравоохранения Вероники Игоревны (Скворцовой) о том, как построить государственное инновационное развитие биомедицины. Я хотела бы поговорить об эффективности использования государственной поддержки. Это было Ваше историческое решение, которое Вы подписали, запустив именно такие инструменты, как технологические платформы, программы инновационного развития, региональные кластеры. Дмитрий Анатольевич, когда мы говорим о частно-государственном партнёрстве и о том, что действительно господдержка должна быть эффективной, мы говорим о бизнес-партнёрах, которых мы, на площадке технологической платформы «Медицина будущего», а я её сегодня представляю, пытаемся привлечь и получить заказ на НИОКРы, на разработки научных проектов. Но при этом бизнес хочет понимать, приходя со своей поддержкой в научный проект, что он получит на выходе из этого проекта, какие конкретно разработки. Поэтому проект, в который может зайти бизнес, – это всегда проект долгий, полного жизненного цикла. Встаёт проблема межотраслевой, межведомственной координации. Да, действительно, сегодня много инструментов, много денег, но нужны инструменты, которые будут координировать разные этапы, потому что межотраслевые технологии сегодня – это основа повестки сегодняшнего дня. Поэтому я хотела бы предложить, чтобы технологические платформы сегодня действительно могли работать, развиваться и поддерживать частно-государственное партнёрство и развивать эффективность государственной поддержки, включить в регламент разработки и рассмотрение государственных программ, хотя бы некоторые в плане какого-то пилота. Мы готовы работать.
И второе. Я выступаю сразу от двух структур. Кластеры инновационного регионального развития попросили меня сегодня сказать о том… Прошло совещание в Новосибирске «Интерра». Там состоялось очень серьёзное обсуждение на семинаре о том, как именно бизнес может помочь сегодня биомедицине, какие предложения сделать, какую поддержку оказать. Мы сегодня заимствуем технологии. Те кластеры, которые запустило Минэкономразвития, кластеры инновационного развития по биофармацевтике, сегодня используют глобальный продукт и открывают такие компании, входящие в мировой топ, как GlaxoSmithKline и так далее. Так вот эти компании сегодня нуждаются в подготовленных инженерных кадрах по специальностям «биофармацевтика», «биотехнология» и так далее. Они готовы сегодня, калужский биофармкластер, выступить пилотом по подготовке инженерных кадров, потому что нужна разработка образовательного стандарта, разработать профессиональные стандарты, чтобы как можно быстрее… То есть идёт ускорение процесса с участием бизнеса и с участием инновационных инструментов, и, на мой взгляд, это, конечно, очень важная мера для повышения эффективности госбюджетной поддержки. Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо большое. Прошу вас.
Д.Венер (вице-президент компании Fresenius по СНГ, Восточной Европе, Ближнему Востоку и Африке): Спасибо. Уважаемый Председатель Правительства Российской Федерации! Уважаемые дамы и господа! Меня зовут Доминик Венер, я старший вице-президент немецкого концерна Fresenius Medical Care. Мы крупнейший производитель диализного оборудования и расходного материала в мире и крупнейший оператор диализных услуг в мире. В этом году нашей компании будет 100 лет. В собственности у нашей компании больше 3 тыс. диализных клиник по всему миру, где получают лечение 250 тыс. пациентов. В России мы уже около 30 лет, на сегодняшний день нам удалось открыть 25 диализных центров, где получают лечение больше 4 тыс. пациентов.
Сегодня мы приняли новую инвестиционную программу, в основе которой лежат два крупных проекта в России. Первый проект – это локализация на территории России производства оборудования и расходных материалов для гемодиализа. Мы строим завод на территории особой экономической зоны в городе Дубне в Московской области. Этот проект реализуется совместным предприятием «Фрерус», созданным «Фрезениусом» и «Конкором», нашим русским партнёром.
Второй проект – это создание на территории России до 2020 года сети из 150 специализированных диализных центров. В этом проекте тоже принимает участие наш русский партнёр «Конкор», который выступает как девелопер, и мы, «Фрезениус», как инвестор и как оператор этих центров. Здесь я хочу поблагодарить Минпромторг за поддержку в поиске правильных подходов, чтобы начинать эти проекты. Но я хочу воспользоваться случаем как представитель иностранной компании и сказать вам о тех проблемах, с которыми мы как иностранцы сталкиваемся, планируя производить и реализовывать на российском рынке инновационную продукцию.
Первое – это не до конца отрегулированное корпоративное право. Я могу сказать: мы это решили, но мы с этим сталкивались.
Второе – это несовпадение в строительных, медицинских, технологических и иных нормах с европейскими законами, и это, как следствие, ведёт за собой необходимость адаптации уже реализованных в Европе проектов в соответствии с российскими правилами, что, конечно, ведёт к увеличению бюджета проекта и сроков его реализации. Кстати, это то, о чём и шла речь, и что говорила министр здравоохранения.
Но самое важное, и это уже не опыт, а желание с нашей стороны, – мы считаем, что инновационная продукция требует помощи в стимулировании рынка закупок со стороны государства в силу того, что любая инновационная продукция не может быть дешёвой, по крайней мере в период её вывода на рынок, но этот факт отпугивает потенциального потребителя – потребителя инновационного продукта. Поэтому мы со своим российским партнёром считаем, и я думаю, что российское бизнес-сообщество производителей инновационной продукции нас поддержит (в частности, мы здесь говорили с производителями из Санкт-Петербурга), – мы считаем, что настало время принятия национальной программы стимулирования рынка инновационной продукции российского производства, в рамках которой будут определены критерии по закупке инновационной продукции. Я хочу вернуться к началу и этим закончить: мы здесь уже 30 лет, мы считаем, что инвестиционный климат хороший, каждый год улучшается и даёт нам основания развивать бизнес в России. Спасибо.
Д.А.Медведев: Спасибо большое, в том числе за оптимистическую оценку инвестиционного климата.
Коллеги, есть ещё что-то, что хотелось бы отметить? Пожалуйста.
С.В.Железняк (заместитель Председателя Государственной Думы): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Хотел только подчеркнуть, что в выступлениях многих коллег прозвучала необходимость синхронизации не только законодательства, но и технических регламентов, для того чтобы максимально ускорять вопрос и запуска, и адаптации к нашим условиям тех или иных продуктов. У нас соответствующие решения приняты, но, конечно, в правоприменении они сталкиваются с большими трудностями. И как раз на уровне среднего уровня управления есть до сих пор много препон. К нам по этому поводу есть большое количество обращений со стороны общественных организаций, объединяющих и бизнес-сообщества, и научные центры. Это первый вопрос. Здесь нам необходимо вместе с Правительством выработать меры, чтобы, конечно, максимально зелёный свет включили для инновационных разработок и их внедрения.
Второй момент. Конечно, мы сейчас говорили здесь о несовершенстве корпоративного законодательства. Я хочу коллегам сказать, что мы сейчас рассматриваем большой комплекс изменений в Гражданский кодекс, который был внесён как раз по инициативе Дмитрия Анатольевича. И если есть необходимость, то в рамках этой работы мы точно так же сейчас будем принимать те поправки, которые будут от сообщества предлагаться, и готовы их реализовывать так же, как и в других вопросах, связанных именно с законодательством. Решение на максимальное сотрудничество в области инноваций со стороны Думы есть. Спасибо.