ТРЕНД: ЗАЧЕМ КОМПАНИИ РАБОТАЮТ СО ШКОЛЬНИКАМИ


Зачем корпорациям работать со школьниками?

Андрей Мельников, руководитель направления по реализации проектов для детей и молодежи, департамент образовательных проектов и программ, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО): В России сейчас, по статистике, около 700 предприятий наноиндустрии, и эта отрасль активно развивается, а значит, требует всё больше высококвалифицированных сотрудников.

У нас несколько проектов и программ, связанных с ранней профориентацией, в которых мы принципиально работаем с детьми с разной мотивацией и направленностью, потому что в отрасли востребованы самые разные специалисты: от исследователей — «фундаментальщиков» и инженеров — до тех, кто грамотно пишет про науку и технологии.

Например, сегодня в программе «Школьная лига РОСНАНО» участвуют школы из 73 регионов России, начиная от тех, где есть очень сильный естественно-научный компонент, заканчивая даже лингвистическими. Пару лет назад, когда были доступны официальные сведения о том, какие предметы дети выбирают для сдачи ЕГЭ, мы сравнили данные по нашим школам со средними данными по стране. Выяснилось, что среди школ, участвующих в нашей Программе, доля выпускников, выбравших в качестве ЕГЭ дисциплины из естественнонаучного блока, в среднем примерно на 10% выше, чем средняя доля выбора этих предметов по стране.

Проекты, направленные на раннюю профориентацию и мотивацию к изучению естественнонаучных дисциплин, позволяют ребятам познакомиться с научно-исследовательской деятельностью и тем, что называется R&D. Для нас это возможность «на ранних подступах» найти и вовлечь будущего высококлассного профессионала.

Дамир Мирзануров,ведущий IT-инженер в ЦК развития BI-технологий компании «Сбербанк-Технологии»:
Благодаря возможности «говорить» с будущими специалистами уже в школе, мы можем предложить им траекторию развития и помочь овладеть навыками, которые пригодятся в будущем.

С распространением онлайн-курсов возможности для обучения у школьников огромные. Однако одних только курсов недостаточно: начинающему программисту нужно общение с более опытными коллегами для этого мы проводим мероприятия, помогающие отбирать талантливых ребят на разных этапах обучения.
Например, для школьников 7-11 классов в марте был запущен проект «Академия искусственного интеллекта». Наша цель — заинтересовать ребят технологиями искусственного интеллекта, машинного обучения и анализа данных, развить их компетенции в программировании и математике.

Для студентов — создана программа оплачиваемых стажировок SberSeasons по таким направлениям, как мобильная разработка, аналитика, Big Data и прочие, которые можно совмещать с учебой.

Тимур Бергалиев, генеральный директор BiTronics Lab:  Наша команда разрабатывает инновационные образовательные решения в области нейротехнологий. Мы стремимся сделать сложные вещи ближе, даём детям возможность прикоснуться к новым технологиям, взаимодействия не только между людьми, но и на стыке живое-неживое: нейро, человеко-машинные интерфейсы, мониторинг состояния здоровья, определение эмоций человека и так далее.

Участие в проектах для школьников позволяет нам оценить, сколько в России детей, заинтересованных в нейротехнологиях, и как с ними работать. Таким образом, для нас это способ изучения рынка и взаимодействия с образовательными центрами.

Какие преимущества получают компании от участия в образовательных проектах?

Андрей Мельников, руководитель направления по реализации проектов для детей и молодежи, департамент образовательных проектов и программ, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО): Очень важный аспект заключается в том, что сейчас никакие новые технологии не делаются в одиночку. Да и научные исследования тоже. Так как нано-индустрия является межотраслевой и кросс-дисциплинарной, в ней есть разные бизнесы с точки зрения созревания, масштаба, технологий.

Нашей области нужны молодые люди с естественнонаучным бэкграундом, желательно не «монопредметники», те, кто хорошо знает школьную программу и интересуется нано-технологиями. Проекты Фонда, такие как, упомянутая программа «Школьная лига РОСНАНО», дают возможность разным детям с разной степенью погружения попробовать свои силы в решении задач, связанных с нано-индустрией, не отрываясь от основного обучения.

Дамир Мирзануров,ведущий IT-инженер в ЦК развития BI-технологий компании «Сбербанк-Технологии»: Участие в образовательных проектах — это прежде всего способ поговорить с молодой и заинтересованной аудиторией, рассказать о переднем крае технологий, помочь выбрать правильное направление развития. И, конечно, заинтересовать своей компанией.

Анастасия Левченко,руководитель проектов ООО «Полюс-НТ», разработчика образовательных продуктов по естествознанию, нанотехнологиям и другим технологическим областям: Есть такие типы продуктов, рынков и разработок, которые опережают свое время и для которых нужна новая среда, новые пользователи и новые партнеры. Образовательные проекты — это площадка, на которой можно взаимодействовать с новым поколением и вместе тестировать гипотезы о будущем. Например, у нас есть популярный продукт — стенд-тренажер по интеллектуальной энергетике. На нем старшеклассники и студенты учатся моделировать и управлять энергосистемой будущего. Также участие в образовательных проектах дает понимание, какое будет следующее поколение, что ему нужно, как с ним работать
Как заинтересовать школьников принять участие корпоративных graduate-программах?

Андрей Мельников,руководитель направления по реализации проектов для детей и молодежи, департамент образовательных проектов и программ, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО): Образовательные проекты обычно объединяют уже очень заинтересованных ребят, которые любят соревнования, вызовы, ощущение решённой сложной задачи. Например, в рамках Олимпиады НТИ мы имеем возможность показать им, что работа в сфере нанотехнологий тесно связана c притягательной картинкой высокотехнологичного будущего, она несет в себе немало исследовательских и инженерных задач. Например, углеродные нанотрубки, адресная доставка лекарств, геномные технологии, искусственные сапфиры, RFID, метаматериалы и ещё десятки и сотни других тем.

Дамир Мирзануров,ведущий IT-инженер в ЦК развития BI-технологий компании «Сбербанк-Технологии»: Для молодого человека технологическое соревнование — прекрасная возможность приобщиться к сообществу программистов, это зачастую одна из главных мотиваций. И это очень правильно: молодому программисту необходимо вариться в тусовке себе подобных, знакомиться и учиться у действующих профессионалов. Настоящие задачи, реальные данные — всё это также привлекает молодых людей. Я уверен, что будущему специалисту нужно всё попробовать: блокчейн, искусственный интеллект, большие данные. Нужна практика, но она должна быть основана на базовых знаниях. Без математики, алгоритмов и баз данных программисту никуда — нужно ориентироваться в базовых понятиях IT. Участники соревнований показывают, что у них есть та база, которая при грамотном менторстве, правильной постановке задач и слаженной работе команды позволит выйти на уровень, востребованный в индустрии.
Вы отслеживаете дальнейшую судьбу школьников-победителей профильных хакатонов, стажировок и олимпиад? Как строится дальнейшая работа с ними?

Андрей Мельников,руководитель направления по реализации проектов для детей и молодежи, департамент образовательных проектов и программ, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО): Через шаг — в вузе или после вуза — участники инженерных образовательных проектов могут стать сотрудниками высокотехнологичных компаний. Но нам также остро нужны те, кто станет «вольными стрелками» — технологическими предпринимателями. Это особая категория людей, которая создаёт высокотехнологичные и наукоемкие бизнесы. Мы не ожидаем серьёзных открытий уже в школе: участники образовательных проектов должны все-таки получить хорошее базовое образование: сначала в школе, потом в вузе, то есть тот самый естественнонаучный бэкграунд. Но в современных вузах, в том числе тех, где есть программы подготовки по специальностям, связанным с нанотехнологиями, студенты получают возможность заниматься проектами уже с младших курсов. А дальше они могут образовывать команды, претендовать на гранты, «высаживаться» стартапом, например, в наноцентр, создавать собственную технологическую базу или пользоваться базой вуза, а затем выходить в «самостоятельное плавание».

Дамир Мирзануров,ведущий IT-инженер в ЦК развития BI-технологий компании «Сбербанк-Технологии»:
Мы уже делаем это, вовлекая ребят в наши мероприятия. В апреле на хакатоне «Академии искусственного интеллекта» Сбербанка участники анализировали материал игры Dota. Часто ребята участвуют сразу в нескольких наших проектах, например, в топ-100 хакатона много участников Олимпиады НТИ, а девятиклассник Александр Мячин из Новосибирска — финалист по профилю «Большие данные и машинное обучение» — занял второе место. Если ребята в дальнейшем захотят развиваться в этой области, то смогут заняться обучением ботов в играх, анализировать поведение игрока или бота — это большая и востребованная тема. Став студентами, те же участники смогут стажироваться в лабораториях Сбербанка по программе SberSeasons или подать свою идею на конкурс и получить именную стипендию 12Up.

Тимур Бергалиев,генеральный директор BiTronics Lab:  Конечно, победителям мы предлагаем различные активности — конкурсы, мероприятия. Обсуждаем будущее, помогаем подобрать вуз. Кто-то хочет нам помочь в следующем году: работать со школьниками у себя в регионе. Кто-то хочет попасть к нам в лабораторию в МФТИ, чтобы стать участником команды. С этой точки зрения мы в какой-то степени выступаем элементом сложной цепочки профориентации.

Елена Митина,директор Департамента по подготовке персонала ПАО «ОАК»: Финалисты включаются в базу талантов корпорации, их привлекают к различным проектам и активностям. В этом году финалисты профиля «Беспилотные авиационные системы» Олимпиады НТИ получили приоритет при отборе на авиационные смены ПАО «ОАК» в ВДЦ «Океан» и МДЦ «Артек». Также победители партнерских проектов получают преимущества при поступлении в ведущие технические вузы, такие как Московский авиационный институт, и могут реализовать свои способности и умения на одном из предприятий ПАО «ОАК».
Материалы по теме Как измерять инновации в компании: 15 важнейших показателей «Разработчики и менеджеры — как садовники»: 10 цитат из новой книги об Agile Мы планируем вложить в развитие корпоративного университета $300 тысяч. Зачем это нужно? Зачем крупному бизнесу применять подходы небольших стартапов.

16173921.110107.7850

Источник: https://news.rambler.ru/education/40580435/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink