ШКОЛЬНИЦЫ ИЗ КОМИ ПАТЕНТУЮТ УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ МИКРОВОДОРОСЛЕЙ


Сыктывкарские школьницы Мария Турьева, Ольга Вальковец и Светлана Лужикова и их педагоги отправили на патентирование проект «Способ культивирования микроводоросли Chorella vulgaris». Они нашли недорогостоящий вариант создания микроводорослей в уличных условиях. Разработку в будущем можно использовать для ликвидации нефтеразливов.

 

Десятиклассница Мария Турьева (школа №36) и семиклассницы Ольга Вальковец и Светлана Лужикова (гимназия им. А.С.Пушкина) начинали свой путь в науку в «Кванториуме», а сейчас продолжают в Академии юных талантов в Сыктывкаре. Именно здесь они вместе с наставниками начали работу над способом культивирования микроводоросли Chorella vulgaris.

Поставить эксперимент предложили педагог дополнительного образования Академии Надежда Лиханова и сотрудник Института биологии КНЦ УрО РАН Татьяна Щемелинина. Девочки подхватили идею. Начали с обсуждения и поиска материалов для будущей установки культивации микроводорослей. Собирали ее и опробовали в ботаническом саду СГУ им. Питирима Сорокина вместе с педагогами.

– Это бутыль, в которую мы провели трубки от компрессора. Компрессор как тот, что используется в аквариуме. Потом все это закрепили марлей и фольгой. Запустили установку. Приготовили среду Люка [питательная среда для культивирования микроводорослей – прим. БНК]. Взяли воду с пруда, смешали все, и уже микроводоросли залили в установку. Мы ставили две установки в теплице, две – на улице. Вышло так, что наибольшее количество микроводорослей получилось в условиях улицы, где температура была меньше. Поэтому наш способ недорогостоящий, ведь водоросли можно культивировать в условиях улицы. Не нужны никакие энергозатраты, мы использовали энергию солнца. А в теплице стояли лампы для освещения, – рассказала Мария Турьева.

В течение нескольких дней культивации из установки брались образцы, чтобы оценить их количество и объем биомассы. Первое определяли с помощью камеры Горяева на микроскопах. Задача оказалась трудной, потому что стекло иногда ломалось, считать микроводоросли оказалось сложно, по словам девочек.

DSC03811.jpg

– Наши наставники помогали и объясняли. Установку собирали сами, а они подсказывали, – благодарят педагогов юные исследовательницы.

Именно культивирование микроводорослей не в теплицах, а естественной среде – уникальная особенность проекта. К тому же вода для этого не требует стерильности. Это позволило школьницам и их наставникам как авторам выйти на патентирование разработки. Она должна пройти три экспертизы, и после всех процедур проект будет зарегистрирован.

– Родители, конечно, были рады этому, гордились, – отметила Светлана Лужикова.

Микроводоросли, которые культивировали школьницы, можно использовать для очистки нефтеразливов. Девочки изначально нацеливались на то, что их способ в будущем позволит очищать почву от подобных загрязнений. Разработка уже заняла I место на региональном этапе всероссийского научно–технического конкурса «Большие вызовы».

Юные исследовательницы Светлана и Ольга пока думают, связывать ли свою дальнейшую жизнь с биологией. У них обоих есть другие любимые занятия, например, танцы.

– Я пока не знаю, но, думаю, что биология пригодится в будущем, – считает Ольга.

Мария, напротив, все уже решила. Она хочет поступить на биотехнолога в Тимирязевский университет в Москве.

Источник: https://www.bnkomi.ru