АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ СТАТЬ МОДЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕНЫХ, ВУЗОВ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АПК


По мнению экспертов отрасли, отечественное сельское хозяйство на 70–80% зависит от иностранных технологий, и точечного замещения технологий уже недостаточно. Для формирования эффективной системы исследований и тиражирования критически важных разработок для нужд аграрной отрасли необходима глубокая интеграция всех отраслей знания, а также живой контакт между наукой и бизнесом.

«Взаимодействие должно быть бесшовным и безбарьерным. В этом случае мы сможем создать устойчивую систему подготовки кадров для аграрной отрасли и создания собственных, высококонкурентных технологий для АПК, способных заместить те средства производства, по которым у нас наблюдается высокая зависимость», — подчеркнула первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова в ходе IX Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес».

Участники круглого стола «Образование как основа достижения технологической независимости в области сельского хозяйства» сошлись во мнении, что вхождение аграрных вузов в федеральную программу «Приоритет-2030» стало поворотным моментом в трансформации отрасли. Впервые наряду с университетами и академическими вузами, «аграрии» смогли получить финансовую поддержку на инновационные исследования и обновление образовательных программ. Это запустило новый виток работы по профориентации, непрерывному профессиональному образованию специалистов, а также пробудило интерес индустриальных партнеров к разработкам ученых.

В Минобрнауки РФ учитывают потребность АПК в высококвалифицированных кадрах (на уровне кандидатов наук, выпускников магистратур) и реагируют на вызовы времени: увеличивают контрольные цифры приема на актуальные специальности, открывают новые — в области цифровизации АПК, «умного земледелия», развивают сетевые проекты, научные центры и молодежные лаборатории. «Из 250 тысяч студентов, обучающихся в вузах по аграрным специальностям, половина готовится именно по востребованным для сельского хозяйства направлениям. Также есть программа закрепления молодых ученых в специализированных НИИ и вузах, для чего выделено 200 «молодежных» ставок», — пояснил заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Пышный.

Примером удачной интеграции ресурсов науки, образования и трансфера технологий выступает федеральный образовательный центр «Сириус», где профильное образование охватывает спектр программ – от интенсивов для школьников с привлечением ведущих ученых из СПбГАУ, НГУ, ВИР имени Н. И. Вавилова до магистратуры по генетике, селекции и биоинформатике. «Консолидируя опыт лучших научных школ и учитывая потребности АПК, необходимо совершенствовать методологию — по ряду дисциплин аграрного сектора не велись системные научные исследования. Например, инженерные технологии в АПК, генетика растений и другие направления требуют серьезных методических материалов, — отметила руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. — Также важно вовлекать в образовательный контур партнеров отрасли, которые могут предоставлять доступ к генетическим базам для исследований студентов и аспирантов, участвовать в аттестации выпускников».

Руководитель «Роскачества» Максим Протасов рассказал об образовательных проектах ведомства, направленных на реализацию национальных целей развития агропромышленного комплекса и сделал акцент на важности введения в основные образовательные программы вузов модуль по управлению устойчивым развитием организаций и предприятий АПК. «Сельское хозяйство – это история успеха нашей страны, поставляющей на мировой рынок продукцию объемом до 40 млрд долл. США в год, поэтому обновленная система аграрного образования должна мотивировать молодых людей на карьеру в этой отрасли».

Мнение спикера поддержала руководитель отдела экономики инноваций в сельском хозяйстве Института аграрных исследований ВШЭ Надежда Орлова. Россия находится в контексте мировых вызовов, следовательно, важно привести задачи исследователей в соответствие с потребностями рынка, обучить не только поколение студентов, но и заняться переподготовкой преподавателей вузов. «Сельское хозяйство перестает быть отдельным сектором, это часть глобальной продовольственной индустрии, где реальностью станет производство мяса в биореакторах, альтернативное растениеводство. Кросс-отраслевые технологии потребуют притока межотраслевых специалистов», — подчеркнула Орлова.

Два подхода к теме обсуждения – со стороны вуза и индустрии – осветили в своих выступлениях ректор Кубанского аграрного университета Александр Трубилин и директор по маркетингу и развитию ПАО «ФосАгро» Михаил Стеркин. Так, участие в программе «Приоритет 2030» позволило КубГАУ обучить 26 магистрантов и сформировать R&D центр геномного развития животноводства Юга России. В свою очередь, компания «ФосАгро» с 2019 года проводит на базе старейшего вуза (РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева) образовательный курс по стратегиям «успешного урожая», охватив уже 18 тысяч студентов, преподавателей, сельхозпроизводителей, и планирует открыть за 3 года 30 собственных образовательных центров.

«Современное АПК – одна из самых динамичных, гибких и передовых с точки зрения используемых технологий отраслей. Первый всероссийский конкурс для старшеклассников «Иннагрика», который «Иннопрактика» в 2022 году организовала при участии Минобрнауки, Минсельхоза и вузов-партнеров, показал интерес молодого поколения к аграрной сфере, технологическим возможностям, и в будущем мы продолжим его с поддержкой новых партнеров. Процесс трансформации отрасли включает сегодня генетические исследования, инновационные практики в селекции, биологизации сельского хозяйства, и, самое главное — формирование кадрового резерва как фактора устойчивости АПК», — подвел итог круглого стола директор дирекции развития агро- и биотехнологий «Иннопрактики» Владимир Авдеенко.

 

Источник: https://innopraktika.ru/…