АВТОМОБИЛИ НА ВОДОРОДЕ: ПОЧЕМУ МЫ ИХ НЕ УВИДИМ НА УЛИЦАХ ГОРОДА


На прошлой неделе в Сети активно обсуждалась новинка – новый Aurus Senat с водородным двигателем. Каково будущее у водородных двигателей и смогут ли они повсеместно заменить двигателем внутреннего сгорания? Об этом в комментарии для «Слово и Дело» рассказал Виталий Архиреев, главный редактор журнала «Автоброкер Клуб», партнер ИА «Промрейтинг».

Автомобили на водороде: почему мы их не увидим на улицах города

На недавней выставке MIMS Automobility Moscow 2022 был представлен Aurus Senat на водороде. Машина будет стоить 36 миллионов рублей. Это экологичный автомобиль, способный проехать на одной заправке до 600 километров, при этом имея разгон с 0 до 100 км/ч за 4 секунды. Пока был представлен единственный образец – причем, единственный в мире и в своем классе.

Концепция водородных двигателей продолжает набирать популярность в мире. Электромобили на водородном топливе позиционируются как экологичная замена автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Но насколько велика вероятность, что такие автомобили придут в нашу повседневную жизнь и распространятся повсеместно?

Плюсы водородного двигателя

Главным плюсом и конкурентным преимуществом двигателей на водороде является экологичность при использовании – водородный транспорт не выбрасывает в атмосферу диоксид углерода, который является главным «виновником» загрязнения окружающей среды.

Из этого вытекает второе преимущество: по идее, распространение электромобилей на водородном двигателе приведет к сокращению зависимости от углеводородов. Все просто: водородным двигателям не нужна нефть, запасы которой не бесконечны и сосредоточены в нескольких странах мира.

Помимо этого, у водородного двигателя более высокий КПД, чем у двигателя внутреннего сгорания. У ДВС он составляет примерно 35%, а у водородного – от 45%. Таким образом, на один килограмм водорода электромобиль может проехать в 2,5-3 раза больше, чем простой автомобиль на эквивалентном по энергоемкости и объему галлоне бензина (3,8 л).

Немаловажными является и повышенная комфортность таких автомобилей. У них более быстрая заправка, по сравнению с простыми электрокарами, а еще – бесшумная работа двигателя, которую как раз и оценил глава Минпромторга Денис Мантуров на презентации «водородного» Aurus:

«Здесь просто отсутствие звука. Непривычно то, что едешь, как в вакууме», — отметил министр, протестировав новую модель.

Автомобили на водороде: почему мы их не увидим на улицах города

Минусы «водорода»

Высокая экологичность в использовании нивелируется низкой экологичностью при производстве автомобилей с водородным двигателем. Большая часть (до 95%) сырья для водородного топлива получается из ископаемых. Кроме того, при создании топлива используют паровой риформинг метана, для которого нужны углеводороды.

Риформинг – это процесс каталитической конверсии углеводородов в присутствии водяного пара. Водяной пар смешивается с метаном при высокой температуре (700-100 Сº) и большом давлении с использованием катализатора. При этом можно получать водород другими технологиями: с помощью газификации угля, электролиза воды, пиролиза и различных биотехнологий, но это намного дороже. Таким образом, полностью уйти от углеводородной зависимости не получится.

Не менее важным недостатком автомобилей на водородном двигателе является высокая стоимость их производства и эксплуатации. Цена на галлон бензина в США сейчас повысилась, но по-прежнему не превышает 5 долларов. В то же время эквивалентный ему килограмм водорода стоит как минимум 9 долларов. Более того, водородные батареи содержат платину – один из самых дорогих металлов в мире. На цену влияют также дополнительные меры безопасности – например, баки из углепластика, помогающие избежать взрыва.

Именно безопасность является самым слабым местом в автомобилях с водородным двигателем. Для них водород сжимают в 850 раз, из-за чего давление газа достигает 700 атмосфер. Прибавим к этому то, что водород обладает высокой летучестью, проникает даже в самые небольшие трещины и легко воспламеняется. Малейшая искра может привести к взрыву. В 2019 году на водородной заправке в Норвегии произошла утечка газа, которая привела к взрыву станции. Сила ударной волны была сопоставима с легким землетрясением в радиусе 28 километров.

Мнение эксперта

Автоэксперт Виталий Архиреев в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, что идея повсеместного распространения автомобилей с водородным двигателем пока остается в разряде фантастики. Это касается не только Aurus – автомобиля очень узкого сегмента, но и других. Сегодня в мире есть единственная серийная модель автомобиля с водородным двигателем – это Toyota Mirai, выпущенная в 2014 году. У остальных марок производство не пошло.

«Что касается Aurus, это автомобиль довольно узкого сегмента. То есть говорить о массовом сегменте этого автомобиля вообще не стоит – он с самого начала и задумывался как ориентированный на первых лиц государства и состоятельных людей, а также частично на рынок Ближнего Востока — Катар, ОАЭ. На данные момент не важно, где демонстрировался бы двигатель на водородном топливе — будь то Россия, США или Германия везде оно имеет статус некого прототипа, то есть прощупывания этой ниши. Говорить о массовом выпуске транспорта на водородном топливе пока не приходится», — отмечает эксперт.

Виталий Архиреев подчеркивает: сама идея не нова, ей уже несколько десятков лет, и даже Автоваз имеет опыт разработок автомобилей на водородном топливе. Однако существовать такой проект без поддержки государства не может, и говорить о какой-то быстрой коммерциализации пока не приходится: нет денег – нет продукта.

Таким образом, автомобили с водородным двигателем в ближайшем будущем так и останутся единичными и крайне взрывоопасными экземплярами, за массовое производство которых не возьмется ни одна компания, пока выгоднее производить и использовать простые ДВС.