РТП «БиоТех2030» на совещании в Сколково


Следующий слайд, пожалуйста. Здесь вы видите много людей, которые также участвуют в этом проекте. Участники являются реальными, это команда не только из России, это сотрудники из Гарварда, Бостона. Это люди, которые будут своё время тратить на то, чтобы наша миссия увенчалась успехом.
Также у нас есть специальная команда из Бостона, для того чтобы обеспечить то, что мы планировали обоснованно не только в отношении проблем, которые уже разрешены, но и для того, чтобы найти решения проблем. Необходимо понять, разработать гипотезы и способы разрешения нахождения лучшей диагностики этих заболеваний, для нахождения возможности их излечить – для этого необходимы очень координированные операции с обеих сторон.
Для того чтобы у нас было не только научное понимание, необходимо для имплементации этого проекта совместное сотрудничество. Также надо не только компании создавать, но и технологии, которые были бы очень эффективны для нового развития медицины.
Мы уже говорили о селекторе, но также и о новых компаниях, которые открываются в этой сфере: это клиническое тестирование, это диагностика. Но так как мы это будем делать… Пожалуйста, следующий слайд. Рассматривая грипп в качестве примера, мы будем рассматривать всю перспективу: влияние на всё общество, как заболевает каждый человек отдельно, как распространяется заболевание, как можно человека вылечить. И этот огромный веер возможностей, то есть появление болезни, затем её распространение, затем излечение, – всё это будет идти рука об руку, и мы попытаемся рассмотреть отдельно каждую из этих фаз.
Научные программы, которые уже затронули наши коллеги… Целью их является – не фокусирование на научных моментах, а возможность быстро рассмотреть, как можно их контролировать как в различных частях России, так и во всём мире, потому что это проблема не только России, а всемирная. Как мы можем разработать вакцинальные стратегии, которые были бы интегрированы во всём этом проекте? Для этого мы будем строить специальные центры, и это будет общая парадигма, охватывающая все возможности этого процесса. В России это многочисленные программы, которые необходимо было бы внедрить, о которых я уже говорил, по поводу гепатита или гриппа, или других заболеваний. Это будет необходимо для понимания самих заболеваний, для их диагностики, для их изучения и последующего излечения.
Также важным вопросом является интеллектуальная собственность, которая предоставляет огромные возможности для создания новых компаний, новых партнёрств. Поэтому надежда на то, чтобы не только научные исследования разрабатывались, не только чтобы различные идеи предоставлялись, но и на интеграцию интеллектуальной собственности, инновации в очень разумной, прагматической сфере, для того чтобы 18 месяцев – и вся технология и весь этот мотор заработал и привёл инновацию к успеху. Поэтому кратко я бы хотел подчеркнуть, что этот исследовательский центр будет не только новой базой для научного расследования, но и соединения всех основных сил для разработки результатов. Это инженерия, медицина и промышленность, всё должно быть объединено совместно. Несколько участников будет вовлечено, как в России, для того, чтобы увенчать успехом результат нашей работы.
Я бы хотел также сказать, что необходимы очень различные образовательные стратегии. Это, конечно, соединение клинической медицины, это трансляции и технологии, которые могут быть сделаны благодаря выходу на новый уровень мощности в этой области. И в контексте фармомодели к 2020 году мы надеемся, что это будет не только мотор для воссоединения всех человеческих ресурсов, но и объединение новизны и промышленные возможности. Благодарю за внимание.
Д.А.Медведев: Уважаемые коллеги, было несколько весьма любопытных презентаций. Пожалуйста, кто хотел бы что-то добавить и по развитию того, что прозвучало, по инновационному развитию медицинских технологий, и по нормативным основам нашей работы. Пожалуйста. Прошу вас.
А.Ю.Иванов (заместитель министра финансов): Если позволите, от Министерства финансов в дополнение к предложению, которое прозвучало от Министерства промышленности и Министерства здравоохранения в рамках тех задач, Дмитрий Анатольевич, которые Вы в своём вступительном слове обозначили. Нам кажется, что реализация этих сложных и капиталоёмких задач невозможна без привлечения инвестиций в крупные инновационные проекты развития медицины. И нам кажется, что вот уже за прошедшие годы, и сегодняшнее обсуждение показывает, созданы условия, для того чтобы эти инвестиции можно было привлекать.
Вот хотелось бы доложить вам несколько цифр. В соответствии с теми бюджетами, которые у нас сейчас реализуются в рамках здравоохранения, в 2011 году на закупку только медицинских препаратов и перевязочных средств совместно по бюджету Минздрава, ФОМСа – Фонда обязательного медицинского страхования было направлено более 220 млрд рублей. Только в одном году! В этом смысле если мы будем рассматривать рынок этих закупок до 2020 года, то увидим, что этот объём может достигать 2 трлн рублей. В рамках федеральной целевой программы развития фармпромышленности мы направляем до 2020 года в горизонте 130 млрд рублей. В рамках закупки медицинской техники мы за последние несколько лет потратили уже около 300 млрд рублей, ежегодно только по бюджету Минздрава будем тратить где-то около до 20.
В этом смысле мы считаем, что если руководствоваться практикой, которая сейчас широко принята в Европейском союзе… В частности, в договоре о функционировании и развитии в разделе 7-м Общих правил о конкуренции налогообложения и сближения законодательства указано, что государство включается в качестве основного инвестора в те или иные инновационные проекты в случае, если рынок не в состоянии эти проекты понести. Если он в состоянии это сделать, то… Если не в состоянии, тогда государство создаёт условия в какой-то части, если эти условия недостаточны, тогда является ключевым инвестором. В этом смысле мы считаем, что в рамках тех заявленных бюджетов есть возможность сформулировать как бы следующее предложение по протокольному поручению и по созданию условий для привлечения инвестиций в крупные инвестиционные проекты. Первое, что можно было бы сделать, – это поручить Министерству здравоохранения, ФОМСу, Министерству финансов, Министерству экономического развития попробовать всё-таки сформулировать долгосрочный заказ государства до 2020 года – с учётом программных возможностей – на закупку тех или других видов и медицинской техники, и медицинских препаратов. С учётом того, что сейчас, со следующего года мы внедряем программно-целевой бюджет, в рамках государственных программ это вполне возможно. Сделать такой технический заказ, вписать качественные, количественные, стоимостные характеристики. И нам, соответственно, уже в бюджетной методологии совместно с Министерством экономического развития привязаться к долгосрочному контракту, который бы позволил, с одной стороны, инвесторам понимать, что они могут, скажем, профинансировать и закупить определённые объёмы… Но профинансировать даже и часть НИОКРов, понимая, что государство эту соответствующую продукцию купит.