РТП «БиоТех2030» на совещании в Сколково


Сейчас наряду с инструментами бюджетного финансирования в развитии инновационного потенциала фармацевтики важную роль играют институты развития – Вы их уже перечислили, я не буду на них останавливаться. В дальнейшем существенно возрастает роль бизнеса. Основной объём инвестиций будет генерировать сама индустрия. Корпоративные фонды и ресурсы, привлекаемые компаниями на открытом рынке, станут основным источником инвестиций в отрасли. Для достижения этой цели при поддержке государства решается ряд задач. С участием российских и международных компаний создаются новые производственные предприятия, формируются элементы инфраструктуры, такие как центры клинических испытаний и национальные лаборатории. Осваивается производство ключевых компонентов и обеспечивается трансфер проектов в Россию. Инновационная модель, к которой мы должны прийти к 2020 году, характеризуется вовлечением бизнеса в процесс разработок. Суммарные инвестиции в инновационный сегмент фармацевтики и медтехники оценочно составляют порядка 150 млрд рублей до 2020 года, из которых 70 млрд – это бюджетные средства в рамках реализации профильной ФЦП.
Одним из условий, влияющих на успех внедрения инноваций, является сотрудничество компаний-разработчиков с медицинскими специалистами. В современной медицине именно врачи определяют направление усовершенствования медицинской продукции и методик диагностики и лечения. Например, в США 22% хирургов участвует в разработках. Таким образом, одной из наших задач является сотрудничество с медицинским сообществом, и мы должны выстраивать интегрированную систему взаимодействия как медицинских специалистов, учёных, инженеров и, конечно же, бизнес-сообщества.
Эффективным инструментом формирования такой интегрированной системы являются научно-производственные кластеры, которые формируются сейчас в целом ряде регионов – это Московский регион, Калужская область, Ленинградская область, также Томская и ряд других. Причём основными точками роста были выбраны ведущие вузы и научно-исследовательские институты, имеющие потенциал развития. Достижение амбициозных целей по развитию инновационной индустрии невозможно без адекватного кадрового обеспечения. Это прекрасно понимаем мы как государство и бизнес. Промышленность начинает активно сотрудничать с вузами с целью подготовки кадров нового типа для решения актуальных задач модернизации и инновационного развития. Производственные и научно-исследовательские организации открывают на базе ведущих вузов корпоративные кафедры, создаются испытательные и тренировочные центры, в вузах реализуется корпоративная программа подготовки кадров. Предлагаемый комплекс целей и задач по переходу на инновационный путь развития требует соответствующего нормативного обеспечения. Значительная часть задач в сфере регулирования производства препаратов уже решена или находится на завершающей стадии.
Стратегически важным является гармонизация национальных и международных норм и стандартов. Соответствующая работа уже ведётся совместно с Евразийской экономической комиссией.
И я в заключение хотел бы попросить Вас, Дмитрий Анатольевич, дать ряд поручений, основываясь на тех предложениях, которые я бы хотел сформулировать, включая интеллектуальную собственность, о которой Вы сегодня уже упомянули. Мы хотим подготовить предложение по совершенствованию нормативной базы, определяющей порядок оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе предусмотреть возможность передачи исключительных прав на РИДы (результаты интеллектуальной деятельности) и права на распоряжение ими обществам, созданным бюджетными, научными и государственными образовательными учреждениями. Мы предварительно с министром образования и министром здравоохранения этот вопрос проговорили и согласовали.
Д.А.Медведев: Так кому передаются права в этом случае?
Д.В.Мантуров: Это предложение передать РИДы создаваемым дочерним обществам образовательных учреждений, которые в свою очередь будут их коммерциализировать. Речь в первую очередь идёт о законе, принятый в 2009 году – 217-й, который регулирует как раз данную деятельность, но весьма сильно ограничивает в правах.
Рассмотреть также предложение по отмене ограничений на размер доли бюджетных научных и государственных образовательных учреждений в капитале создаваемых обществ: сегодня он ограничен – не менее 25%, то есть не даёт права третьим лицам, которые привлекаются как инвесторы, принимать активное участие в развитии.
И третье – подготовить предложение по созданию при ведущих вузах и научных учреждениях офисов по трансферу технологий. Мы на самом деле не изобретаем здесь велосипед, этим путём уже прошли наши зарубежные коллеги: США, Европа, а также другие страны. Этот инструмент эффективно работает.
Спасибо за внимание.
Д.А.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, слово декану биологического факультета МГУ Михаилу Петровичу Кирпичникову.
М.П.Кирпичников: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич.
Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Мы обсуждаем, в общем, проблему переноса научных знаний в практическую медицину, медицинскую практику, поэтому я, с вашего позволения, начну с основной проблемы, которая существует в мире (это не российская проблема, это мировая проблема), – это временной, я подчеркиваю, и ментальный разрыв между поразительными достижениями науки о жизни последние 50 лет и освоением их в медицинской практике. Только один пример. Осознание именно этого факта, факта разрыва, – создание в декабре 2011 года в рамках NIH (это Национальный институт здоровья) Национального центра трансляционной медицины. Причины разрыва есть объективные: испытания клинические, доклинические, необходима регистрация, нравственно-этические проблемы, о которых говорила Вероника Игоревна (В.И.Скворцова), но есть и субъективные (они особенно сильны у нас в России) – это подготовка кадров. Особенно важно подчеркнуть неготовность ментальную порой к восприятию достижений фундаментальной науки, отсутствие должной координации в области биомедицинских исследований. Действительно нужны специальные усилия по трансляции фундаментальных исследований в практику. Мешает неполнота или несовершенство законодательства, частично об этом говорила Вероника Игоревна, говоря о трансплантологии и клеточных технологиях в регенеративной медицине. И конечно, об этом всегда все плачут, – слабое финансирование. Но моя точка зрения, что с финансированием надо будет поспешить, когда мы наведём порядок с организацией дела, логистикой самого процесса. Отсюда первое моё предложение: создать в системе Минздрава организацию или подразделение подобное Национальному институту здоровья. Это, наверное, на сегодняшний день самая эффективная система, существующая в мире, по трансляции достижений фундаментальной науки в практику. И основные функции я бы предложил для этой системы такие: формирование и распределение бюджета – первое, формирование приоритетов и программ – второе и экспертиза проектов, программ, предложений по формированию инфраструктуры.